Какие перемены ожидают автоперевозчиков в этом году? Что меняется в законодательстве и какие грозят последствия? Все главные подробности в нашем обзоре.
В первую очередь, на сферу автоперевозок повлияет опубликованный в конце прошлого года Федеральный закон №386 от 30.10.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».
Согласно этому документу, существенно дополняется Пункт 3 Статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения». С осени 2019 года, в рамках требований, предъявляемых при эксплуатации ТС к физическим лицам, закон обяжет всех, кто управляет грузовиками свыше 3,5 т и автобусами, вне зависимости от формы собственности:
Более того, с целью развития положений ФЗ №386 Минтранс внес недавно на рассмотрение проект по изменению правил дорожного движения. В нем предлагается зафиксировать поправки в ПДД, в соответствии с которыми:
Отвечать этим требованиям должны будут все перевозчики: индивидуальные предприниматели, юридические и физические лица. И смогут выходить в рейс только те, кто установил тахограф и готов в любой момент предоставить госорганам информацию о соблюдении режимов труда и отдыха.
Пока что новые обязанности для физлиц не учитываются в приказах №36 и №273 Минтранса РФ, которые уже более пяти лет определяют требования к тахографам и порядок их установки на транспорт. Но, скорее всего, в течение года эти документы будут конкретизированы.
Напомним, что согласно положениям Приказа Минтранса №36 транcпорт категорий N2, N3, M2 и M3 должен быть оборудован цифровыми тахографами с блоком СКЗИ. Исключение составляют сельхозтехника и спецтехника, пожарные, медицинские, военные автомобили и транспорт ряда спецслужб, а также техника возрастом старше 30 лет, не осуществляющая коммерческую деятельность. Ещё есть исключение для международных перевозчиков, но они должны использовать тахографы ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки).
Порядок оснащения транспортных средств тахографами определяет Приказ Минтранса №273, который постоянно корректируется. Так, в 2018 году из перечня исключений были выведены автобусы с числом мест более 20 и грузовики массой свыше 15 тонн, оснащенные устаревшим оборудованием до осени 2013 года.
На данный момент, в соответствии со Статьей 11.23 КоАП РФ, штрафы за отсутствие тахографа, неработающий тахограф или за нарушение правил его использования следующие:
Есть ещё и штрафы за несоблюдение режимов труда и отдыха. Согласно этой же статье 11.23, водитель получит взыскание в размере от 1 до 3 тысяч рублей. Его руководители могут быть оштрафованы по другой статье КоАП - 5.27 («Нарушение трудового законодательства»). Для должностных лиц штраф составит от 1 до 5 тыс. руб., для ИП – от 1 до 5 тыс. руб., для юрлиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
Очевидно, что вместе с ужесточением законов скоро будут увеличены и штрафы. Так, в Госдуме уже прошел первое чтение проект по внесению в статью 11.23 новых наказаний за отсутствие тахографа и несоблюдение РТиО. Законодатели предлагают закрепить в КоАП следующие штрафы: