Как сэкономить при установке тахографа

Как сэкономить при установке тахографа

Оснащение автомобиля тахографом - процесс непростой и затратный. Конечно, подавляющим большинством перевозчиков он воспринимается как дополнительная финансовая нагрузка на бизнес. И это резонно. В буквальном смысле измученные законодательными инициативами и нововведениями, российские перевозчики хотят сэкономить хоть на чем-то. Ведь помимо тахографа есть еще и другие социальные обязательства: транспортный налог, топливный акциз, "Платон".

Пишите, звоните!

Whatsapp

Однако выгодно ли на самом деле экономить на покупке контрольного прибора? Этот вопрос стоит разобрать подробней, ведь именно из-за неверного ответа на него все больше и больше перевозчиков вынуждены терпеть колоссальные убытки.

Допустим, перевозчик покупает тахограф. Как уверяют продавцы "бюджетных" контрольных устройств, практически все модели - одинаковые, таким образом и "переплачивать за качество" совершенно незачем. Ведь тахограф нужен государству, а не перевозчику. Пусть стоит себе коробка в автомобиле, главное - чтобы надзорные органы не штрафовали за ее отсутствие. Перевозчик доволен покупкой, он сэкономил и теперь думает, что будет работать спокойно. Но именно тут, как правило, и начинаются внеплановые статьи расходов!

Широкая сеть сервисных центров у производителя той или иной модели - это прекрасно. Однако каким бы ни было обслуживание быстрым и профессиональным, ремонт тахографа всегда сопряжен с убытками из-за простоя автомобиля. И если со стороны производителя ремонт контрольного устройства, занимающий пару дней, - это норма, то со стороны перевозчика - это затраты из-за простоя автомобиля, так как без тахографа выезд в рейс запрещен. А если ремонт длится дольше? Например, неделю, две или несколько месяцев? К сожалению, такие случаи - не редкость. И хорошо еще, если этот самый ремонт будет гарантийным, а не за счет транспортной организации.

Также важно знать, что

любое вмешательство в программное обеспечение и память тахографа делают его нелегитимным.

То есть из юридически значимого прибора тахограф становится бесполезным устройством на борту автомобиля, которое подлежит замене. То же самое касается и всяческих "перепрошивок" программного обеспечения тахографа.

Именно по этой причине в Европе законодательно запрещено вскрытие корпуса тахографа, соответственно, как и его ремонт, поскольку данные процедуры позволяют осуществить манипуляции с данными контрольного устройства,

назначение которого - обеспечить измерение, регистрацию и хранение информации в некорректируемом виде. Такой запрет прежде всего защищает перевозчика от внеплановых расходов, а производителей вынуждает изготавливать надежные приборы, которые работают без сбоев и поломок (в противном случае производитель просто разорится на бесплатной замене контрольных устройств).

Безусловно, условия выхода на рынок для европейских производителей тахографов крайне строгие, но это совершенно оправдано как с точки зрения социальной значимости тахографа в обеспечении безопасности дорожного движения, так и с точки зрения защиты прав перевозчика как потребителя. В нашей стране пока, к большой печали, таких требований к производителям нет. Зато есть административная ответственность, которую перевозчики единолично несут за не соответствующий законодательным требованиям тахограф в автомобиле - и это обязательно нужно учитывать.

Другим важным аспектом является обеспечение корректной, штатной работы автомобиля и тахографа. Что это значит? В первую очередь то, что далеко не каждый контрольный прибор безопасен для автомобиля. Тахограф находится в цепочке передачи данных от датчика движения в бортовую систему автомобиля. Взаимодействие "тахограф - автомобиль" должно быть корректным и проходить без сбоев. Иначе перевозчик получает множество проблем с транспортным средством самого различного характера. Практика показывает не только случаи поломок автоматической коробки передач из-за того, что тахограф передавал некорректные данные по CAN-шине автомобиля, но и более серьезные инциденты - такие как внезапная остановка грузовика на железнодорожном переезде под рамкой (сбой в работе тахографа по причине воздействия внешнего электромагнитного возмущения), и потеря управляемости автомобиля. Излишне говорить, какие тяжелые последствия несут происшествия подобного характера.

Для того, чтобы тахограф не оказывал негативного влияния на другие автокомпоненты машины, Техническим регламентом таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011 предусмотрена процедура его одобрения заводом-производителем транспортного средства. Только после проведения всех соответствующих испытаний и положительного заключения тахограф может быт установлен в автомобиль. Если такого заключения для конкретной модели автомобиля нет, то перевозчик самостоятельно проходит процедуру внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

В противном случае эксплуатация тахографа небезопасна. Все модели ли тахографов имеют одобрения всех заводов-автопроизводителей? Безусловно, нет! И это также нужно учитывать перевозчикам, чтобы не обзавестись проблемами с автомобилем.

Очевидно, что цена тахографа и сумма, в которую обходится его эксплуатация, - совершенно разные вещи, поэтому при покупке тахографа вопрос экономической выгоды нужно рассматривать комплексно.

Транспортные организации, которые понимают, что тахограф - это прибор для контроля режимов труда и отдыха водителей, а не для бесконечного обслуживания, ремонта, перепрошивок и новых забот с машиной, всегда остаются в выигрышной ситуации.

Также необходимо напомнить, что существует ряд законодательных требований, которым тахограф должен отвечать. Их необходимо знать и учитывать.

Ниже приведен спектр базовых требований к тахографам для внутрироссийских перевозок.

Основные критерии соответствия тахографа требованиям российского законодательства

  • Наличие на модель тахографа сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011;
  • Наличие модели тахографа в перечне ФБУ "Росавтотранс";
  • Наличие на модель тахографа сертификата электромагнитной совместимости компонентов транспортного средства: сертификат соответствия единым глобальным Правилам ЕЭК ООН № 10 и/или сертификат соответствия ГОСТ Р 41.10-99 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости";
  • Наличие на модель тахографа свидетельства утверждения типа средства измерения, наличие на каждый тахограф действующего сертификата о метрологической поверке;
  • После установки и калибровки тахографа все соединительные разъемы, по которым поступают входные сигналы, - опломбированы, а калибровочная табличка находится на борту автомобиля.
  • Для автомобилей, перевозящих опасные грузы: наличие сертификата для работы в опасных средах, предусмотренного требованиями ДОПОГ для приборов неотключаемых при выключении зажигания. Сертификация должна быть проведена по классу IIC T6, где тахографу как прибору, отнесенному к определенной зоне, соответствует именно буква "С" в маркировке сертификата (у тахографа может быть сертификат соответствия, но вместо "С" в нем будет стоять другая маркировка: такой сертификат неприменим по отношению к тахографу).