Тезисно о чём пойдёт речь в материале:
На текущий момент в России разрешены к эксплуатации 2 вида тахографов:
Требования к тахографам и их установке на ТС, осуществляющие перевозки на территории РФ, регулируются Федеральным законом № 196 «О безопасности дорожного движения» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Главное, что нужно помнить:
Тахографы, соответствующие ЕСТР, эксплуатируются при международных перевозках.
Тахографы с блоком СКЗИ при внутрироссийских автомобильных перевозках.
Подробней рассмотрим вопрос обязанности оснащения тахографами при осуществлении внутрироссийских перевозок.
При этом надо понимать, что вопрос содержит в себе два подвопроса:
Обязанность оснащать свои ТС (транспортные средства) тахографами и соблюдать режимы труда и отдыха установлена Федеральным законом от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ в части 1 статьи 20:
Статья 20.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств:1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
-соблюдатьустановленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
Режим труда и отдыха установлен «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению», утвержденным приказом Минтранса от 20 августа 2004 г №15. В соответствии с этим документом режим труда и отдыха соблюдают все водители, работающие по трудовому договору на ТС, принадлежащих резидентам РФ, за некоторым исключением (водители, занятые на международных перевозках, а также водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей и тех, кто работает в составе вахтовых бригад).
Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Минтранс в свою очередь выпустил 2 приказа:
1. Требования к тахографам:
a. Состав
b. Функции тахографа
c. Режимы работы
d. Требования к конструкции
e. Требования к картам тахографа
f. Требования по защите информации
g. Требования при выпуске, активизации, эксплуатация и утилизации тахографов, СКЗИ и карт
h. Выгрузка данных на внешние носители
2. Категории и виды ТС, которые нужно оснащать тахографами:
a. Автобусы категорий М2 и М3
b. Грузовые автомобили категорий N2 и N3
3. Исключения из оснащения:
a. ТС международных перевозок, оснащенные тахографами ЕСТР b. троллейбусы c. спецтранспорт
d. военные e. оперативные
f. старше 30 лет
g. учебные
h. испытательные
4. Правила использования, где устанавливаются:
a. Пользователи тахографов: i. Водитель ii. Транспортное предприятие
iii. Контролер
b. Требования к учету тахографов, карт и блоков СКЗИ c. Обязанности водителя
d. Обязанности транспортного предприятия
5. Правила обслуживания, где устанавливается порядок выполнения мастерскими процедур:
a. Ввод в эксплуатацию
b. Техническое обслуживание c. Ремонт тахографа
d. Замена тахографа, блока СКЗИ e. Вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ
6. Правила контроля работы тахографов для:
a. Мастерских
b. Транспортных предприятий.
Установлены следующие этапы для:
С требованиями мы разобрались. Теперь попытаемся разобраться с главным вопросом, который волнует всех тек, кто эксплуатирует транспорт, подпадающий под обязанность оснащения и соблюдения. Что будет, если не оснащать и не соблюдать?
А будет вот что:
С 1 ноября 2019 года вступает в силу новая редакция статьи КоАП 11.23 «Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей», в которой предусмотрены административные штрафы как за отсутствие, так и за несоблюдение.
Сначала разберемся с отсутствием тахографа. Цитата из редакции КоАП, вступающей в силу с 1 ноября 2019:
1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства»
Как видно из текста статьи, предусмотрена ответственность как за отсутствие тахографа, так и за нарушение установленных НПА РФ требований к использованию тахографов.
Если отсутствие тахографа выявить несложно, то что такое нарушение требований к использованию тахографа – вот тут у многих возникает вопрос.
Законодатель такой формулировкой дал совершенно однозначную отсылку к 2 документам. В случае международных перевозок, это один из разделов Соглашения ЕСТР, в случае внутрироссийских перевозок – это третье приложение к приказу Минтранса №36, которое мы разобрали чуть выше.
Выглядит оно вот так:
Приложение №3
И содержит в себе, как мы уже говорили:
1. правила использования, где устанавливаются:
a. пользователи тахографов:
i. водитель;
ii. транспортное предприятие;
iii. контролер;
b. требования к учету тахографов, карт и блоков СКЗИ;
c. обязанности водителя;
d. обязанности транспортного предприятия.
Если смотреть подробней, то можно выделить основные положения, за нарушения которых может оштрафовать инспектор:
Кроме того, обратите внимание на перечень требований отдельно к водителям и предприятиям.
Водители ТС, согласно этому приложению, обязаны:
Водителям запрещается:
В случае, если с картой что-то случилось (сломалась, неправильно работает, потеряна, украдена) в течение 7 календарных дней водитель должен заказать новую карту.
В распечатку тахографа водитель может вносить данные, заверенные подписью.
Транспортные предприятия:
В предыдущей версии статьи 11.23 КоАП предусмотрена ответственность за несоответствие тахографа установленным требованиям, теперь же, начиная с ноября, устанавливается отсылка к конкретным требованиям. Например, если написано в приложении к 36 приказу, что водителю запрещено использовать тахограф, не включенный в перечень ФБУ Росавтотранс, значит это нарушение и подлежит административному наказанию, согласно КоАП.
За отсутствие тахографа и за нарушение вышеизложенных правил статьей 11.23 КоАП с 1 ноября предусмотрены следующие штрафы:
Ответственный | Статья КоАП | Сумма штрафа |
---|---|---|
Водитель | 11.23, ч 1 | 3 000 – 5 000 |
Должностное лицо | 11.23, ч 2 | 7 000 – 10 000 |
Индивидуальный предприниматель | 11.23, ч 2 | 15 000 – 25 000 |
Юридическое лицо | 11.23, ч 2 | 20 000 – 50000 |
В 11.23 предусмотрено наказание не только за отсутствующий и несоответствующий тахограф, но и за нарушение режима труда и отдыха. Здесь у нас есть изменения с точки зрения не формулировок, а подхода к контрольно-надзорной деятельности.
До 1 ноября статьей 11.23 ч 2 предусмотрена ответственность водителя за нарушение режима труда и отдыха в объеме, предусмотренным приказом Минтранса №15. Т.е. под нарушение попадает не только часть, касающаяся управления транспортом, но и всей рабочей деятельности водителя. При этом за нарушения приказа Минтранса №15 предусмотрен штраф еще и статьей КоАП 5.27.1, ч 1, но в отношении должностных и юридических лиц и проверяющим органом является Роструд.
С 1 ноября меняется подход. Теперь Роструд контролирует выполнение 15 приказа Минтранса в полном объеме, кроме части, касающейся управления транспортом и отдыха от управления. А Ространснадзор и ГИБДД контролируют нарушение режима труда и отдыха в части времени управления ТС и времени отдыха, причем ответственность распространяется не только на водителя, но и на транспортные предприятия.
Статья 11.23 ч 3
Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха.
При этом есть примечание к текущей статье:
Ответственный Статья КоАП Сумма штрафа Водитель 11.23, ч 3 1 500 – 2 000 Должностное лицо 11.23, ч 3 7 000 – 10 000 Индивидуальный предприниматель 11.23, ч 3 15 000 – 25 000 Юридическое лицо 11.23, ч 3 20 000 – 50000
За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Т.е. работодатель не всегда отвечает за нарушение водителем, а только тогда, когда нарушение спровоцировано предприятием.